Создание качественного искусственного интеллекта для компьютерных игр сегодня является настоящей проблемой. Только одни звук и графика, пусть хоть они будут самые, самые передовые, не могут гарантировать конечный успех компьютерный игры. Игровой процесс – вот, что собирает огромные толпы поклонников, и что делает игру настоящим шедевром.
Именно поэтому, сегодня внимание разработчиков все больше и больше сосредоточивается на усовершенствовании средств искусственного интеллекта в компьютерных играх.
Наверное, проникновение этой проблемой и привело к созданию турнира BotPrize. BotPrize – ежегодное трёхмесячное соревнование среди компьютерных «ботов» для Unreal Tournament 2004. Поведение игрового персонажа, управляемого «ботом», оценивается группой экспертов.
Точнее эксперты пытаются определить, кто управляет персонажем человек или искусственный интеллект.
В основе BotPrize лежит одна из модификаций, так называемого «теста Тьюринга». Тест Тьюринга, как следует из названия, был предложен Аланом Тьюрингом еще в 1950 году, для определения обладает ли машина интеллектом. Классическая интерпретация теста Тьюринга выглядит следующим образом.
Человек-эксперт общается посредством клавиатуры с двумя собеседниками, один из которых человек, а другой компьютер. Считается, что компьютер пройдет тест на интеллектуальность, если в течение заданного времени эксперт не сможет однозначно определить кто из собеседников настоящий человек, а кто машина.
По мнению доцента Школы компьютерных и информационных наук в Австралии Филиппа Хингстона, турнир BotPrize имеет большое значение для искусственного интеллекта в сфере игр. BotPrize показывает, что компьютерные игры можно сделать гораздо более интересными и увлекательными, если создать качественную модель искусственного интеллекта.
В 2009 году в BotPrize приняли участие пятнадцать претендентов из разных стран мира: от Японии до Бразилии. Выбор игры для создания «ботов» пал на Unreal Tournament 2004. Для «чистоты судейства» все средства общения между игроками отключаются. Это позволяет оценивать интеллектуальность «ботов» только основываясь на их поведении. Каждый судья одновременно проводит встречу с двумя соперниками.
Он не знает, каким персонажем управляет реальный человек, а каким искусственный интеллект. По истечению десяти-пятнадцати минут игры эксперту необходимо определить, какой из персонажей является «ботом». В случае, если программе для управления ботом удается обмануть хотя бы 80% судей, то ее создатель получает главный приз в размере $6000. В BotPrize, проводившемся в 2008 году, это сделать никому не удалось.
Тогда создателю самого «человекоподобного» искусственного интеллекта учредители турнира дали поощрительный приз размером $1700.
В заключение стоит отметить, что попытки привлечь внимание к проблеме создания качественного игрового искусственного интеллекта не заканчиваются турниром BotPrize. Так в августе 2009 года группа ученых в области компьютерных наук объявила о создании конкурса по прохождению игры Super Mario Bros программами искусственного интеллекта. Ученые не случайно выбрали именно эту версию Mario.
Дело в том, что именно в этой версии игры каждый уровень создается случайным образом, и количество таких уровней может быть бесконечно. Учредители турнира обещали признать победителем ту разработку, которая пройдет больше всех уровней. Правда, призовой фонд этого конкурса гораздо меньше, чем у BotPrize и составляет всего $500.