Последнее время тема корпоративной культуры усиленно обсуждается на всех уровнях организаций: верхи считают обязательным выполнение корпоративных ритуалов, низы недоумевают об исполнении таких, зачастую нелепых, правил. Но то, что в современной России приживаются западные корпоративные нормы не должно быть удивительным, ведь почва хорошо подготовлена.
Еще во времена СССР каждый сотрудник посещал обязательные планерки, пятиминутки, партсобрания, выходил на праздничные демонстрации и субботники; заводы и школы целыми коллективами выезжали в колхозы, строили объекты городского значения. Что это как ни нормы организационной культуры, прообразы организации тимбилдинга современности?
Истоки самого ритуала, цели его внедрения — это предложение вариантов готовых эмоций и переживаний, направление чувств в определенное, нужное организации, русло; так или иначе, ритуалы привносят в жизнь компании размеренность и структурируют её бытие. Причем ритуалы могут быть как навязаны свыше в формальной форме (утренние гимны, поднятие флага), так и образоваться спонтанно внутри коллектива (чаепитие на 5 o’clock, совместные обеды, опрокидывание пары стаканчиков по пятницам).
Например, компаниям, преимущественно состоящим из сотрудников одного профильного образования и истории — военным — ежедневное поднятие флага и тексты утренних приветствий помогают справляться с большими нагрузками, работать в напряженном ритме, чувствуя спокойствие и непоколебимость устоев. Немаловажную роль здесь играет постоянное и ненавязчивое напоминание о трудовой дисциплине.
Главное не скатиться к голому формализму командообразующих мероприятий и стараться набирать в штат сотрудников, разделяющих общие интересы компании.
Неразумно, к примеру, менять варианты свободного корпоративного отдыха на обязательные посещения популярного тренинга верёвочный курс и других тимбилдинг мероприятий, где сотрудники якобы развивают межличностное доверие наилучшим образом. Также провальной будет идея обязательных походов в бассейн и тренажерный зал, или, чем часто грешат особо рьяные руководители, сдача зачетов по катанию на лыжах или бегу.
Слишком навязчивые инъекции корпоративной мысли способны вынудить сотрудников саботировать командообразующие мероприятия, а грамотно оформленные, наоборот, формируют доброжелательную атмосферу и приносят удовольствие.
Так, например, попытка увлечь сотрудников горным туризмом или рафтингом может привести к тому, что выходные и праздники коллектив будет проводить в увлекательных походах, не считая это времяпрепровождение тимбилдингом. Но командный дух при этом будет развиваться естественным образом.
Социологи предлагают следующую типологию ритуалов: календарные, переходные, кризисные и магические.
- Календарные, логично, привязываются к конкретным датам, и не только к государственным праздникам, но и ко дню рождения босса, дате основания компании, её юбилею.
- Переходными оформляется смена статуса или состояния сотрудника, например, собеседование или проход по магнитному пропуску на работу; сменная обувь или утренние гимны.
- Магические ритуалы отличаются живучестью, они захватывают. Так, например, отсылка почты только по четвергам или заход в кабинет начальника только с левой ноги, отличаются неформальностью и даже дикостью, но поселяют в душах сотрудников веру в успех дела.
- Кризисные ритуалы это ни что иное, как возможность проявления эффективных действий и разрешение сложных ситуаций. Просьба начальства поработать в выходные, перенести отпуск, затянуть пояса или вовсе добровольно уволиться; мозговые штурмы, тренинги персонала — все это яркие примеры современных кризисных рабочих ритуалов.
К новациям командообразования можно отнести разнообразные заимствования у зарубежных коллег. Корпоративный поход в релаксационный центр может поначалу показаться дикостью, но, посидев в джакузи, расслабившись в массажном и косметическом кабинетах, переживаешь особые моменты и получаешь яркие эмоциональные впечатления, отличающиеся от традиционных командных игр team building. Также полны удовольствий гурманистические практики и возвращение к природе: коллективные икебана и растениеводство, трекинг по заповедным местам; художественные коллективные занятия.
Совместные корпоративные походы за удовольствиями стали частью маркетинговой тенденции, получившей название art de vivre — «искусство жить». Главное, чтобы настойчивость обращенных в новую культуру менеджеров не погубила смысл этой замечательной идеи.