Одного X-COМ хватило бы, чтобы назвать 1994-й важнейшим годом для развития компьютерных игр. Но уже в начале весны Origin и Looking Glass Studios выпустили System Shock — игру, оказавшую на нашу с вами индустрию примерно такое же воздействие, как вышедший десятью годами ранее «Нейромант» Уильяма Гибсона — на фантастическую литературу. Тенденции складывались давно: в тайных (а равно и открытых) лабораториях проводились бесчеловечные эксперименты по скрещиванию шутеров и ролевых игр, в Европе набирал силу новомодный жанр survival horror (ужасы), успех Flashback и Syndicate заставил многих разработчиков задуматься о том, что киберпанк — это ведь так круто…
Продюсеру Уоррену Спектору и программисту Дагу Черчу тем временем надоели бесконечные подземелья Ultima Underworld. На стыке всех этих обстоятельств появилась игра-прототип, определившая путь развития FPS (и видеоигры вообще) на ближайшие пятнадцать лет. Практически все находки System Shock так или иначе прижились: нейроимпланты с возможностью апгрейда; подача сюжета не через разговоры с NPC, а через электронную почту и найденные диски с информацией; исполненное в каркасном 3D-киберпространство, хитроумно сочлененное с игровой «реальностью». NPC в игре сделать не смогли из-за технических ограничений, но System Shock до сих пор очень неплохо смотрится. Это еще не полностью трехмерный движок (трехмерные модели виртуозно сочетаются со спрайтами), но в System Shock уже присутствуют наклонные поверхности, многоуровневая архитектура, очень интересная физика (там строится невидимая модель игрока и при всех перемещениях и контактах рассчитывается, к примеру, положение его головы) и разрешение до 640×480.
Ничуть не устарели и общая атмосфера игры (разработчики старались построить гиперреальный мир, в котором все объекты кажутся объемными и осязаемыми, и это им вполне удалось!), и неординарная личность суперкомпьютера SHODAN — далекой предшественницы GLaDOS…
К сожалению, в марте была выпущена сильно урезанная версия игры на дискетах — без озвучения и SVGA. Компьютерные игры сильно изменились после System Shock. А осенью, когда появилась полная CD-версия, миром уже правил Doom 2: Hell on Earth, идущий, в отличие от требовательной к ресурсам игры Looking Glass, на абсолютно любом компьютере.
В 1994 году в System Shock не играл практически никто, и Спектор до сих пор грызет себе локти по этому поводу.